Get Adobe Flash player
button-mag-sign

Поиск

Шахада

Первый столп Ислама – Шахада.

Шахада – дверь в Рай

Шахада – это самый первый и самый важный столп Ислама. Шахада состоит из двух частей: свидетельство о единстве Аллаха и свидетельство о пророческой мисси Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – «Ашх1аду ан ла илах1а илла-ллох1у ва ашх1аду анна Мухьаммадан росулуллох1и» – «Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме единого Аллаха, и я свидетельствую что Мухаммад – Его посланник!».

Шахада – формула единобожия, которая вводит человека в Ислам.

Не становится человек мусульманином до тех пор, пока не произнесет шахаду вслух. Ребёнок, родившийся от родителей-мусульман или от отца-мусульманина и матери, которая относится к «ахлуль-Китаб» – людям Писания, является мусульманином.

Читать шахаду необходимо с пониманием её смысла. Учёные едины во мнении, что если прочитать шахаду, не зная хотя бы общий её смысл, это не вводит в Ислам.

Первая часть шахады – «Ла илах1а илла-Ллох1»

Слова «Ла илах1а илла-Ллох1» означают: нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Единого Аллаха.

 «Ла илах1а илла-Ллох1» – это отрицание и утверждение. Отрицание любых божеств  кроме Аллаха и утверждение, что Аллах Един и нет сотоварища Ему. Всевышний в Коране говорит (смысл):

 «Ваш Бог самый достойный для поклонения Ему. Бог Единственный, нет Ему сотоварища ни в сущности (зат), ни в качествах (сифат). Нет божества, кроме Него, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том». (Коран; 2/163).

Вторая часть шахады – свидетельство о пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – «ва анна Мухьаммадан росулуллох1».

Смысл свидетельства в том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – посланник Аллаха. Признавая это, мы свидетельствуем, что принимаем для себя необходимость следования его велениям, верим во всё то, что он рассказал, и готовы оставить всё то, что он запретил.

Для того чтоб это свидетельство было действительным, нужно без сомнений уверовать, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является рабом и посланником Аллаха, посланным к людям и джинам, что он печать пророков и посланников. Что он самый приближённый раб Аллаха.

Всевышний в Коране говорит (смысл):

 «Ты скажи Мухаммад: "О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам"» (Коран; 7/158).

Также Аллах говорит (смысл):

 «… а является посланником Аллаха и печатью пророков (последним из пророков). Аллах знает обо всякой вещи» (Коран; 33/40).

Основные пункты, которые необходимо соблюсти во время произношения шахады:

– Знание смысла шахады. Всевышний в Коране говорит (смысл):

 «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (Коран; 47/ 19).

– Произношение шахады вслух. Шахаду читать вслух обязательно, чтобы окружающие знали, что этот человек является мусульманином, и применяли в отношении него решения Шариата.

– Произношение шахады с полной убеждённостью и искренностью. Абу Хурайра сообщает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха. Если раб встретит Аллаха (умрёт), имея эти два свидетельства и не сомневаясь в их истинности, то он войдёт в Рай» (Муслим).

В достоверных сборниках передаётся от Утбана ибн Малика, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 «Для огня ада Аллах сделает запретным того, кто искренне ради Аллаха произнесёт «Ла илах1а илла-Ллох1» (Аль-Бухари, Муслим).

– Чтение шахады с любовью к Аллаху и Его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Любовь и возвеличивание Всевышнего.

Любая форма издевательства, подшучивания, высмеивания, скепсиса по отношению к Аллаху и Его Посланнику и любая другая форма отказа от любви и возвеличивания Аллаха и Его Посланника выводит из Ислама.

Всевышний в Коране говорит (смысл):

 «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный"». (Коран; 3/31).

Анас передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 «Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное…». (Аль-Бухари, Муслим).

– Принятие решения следовать велениям Аллаха и оставление запретов.

– Принятие решения следовать Сунне и отдавать предпочтение в первую очередь словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чем словам других людей.

Важность шахады.

В обоих «ас-Сахихах» приводится хадис, переданный Ибн Умаром, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, и станут творить молитву и платить закят. Если же они будут поступать таким образом, то их жизнь и имущество будут неприкосновенны, кроме тех случаев, когда Ислам предоставляет мне право на них, а ответ они будут держать уже пред Аллахом». (Аль_Бухари, Муслим).

В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам ocновывается на пяти (столпах):

- свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха,

- совершении молитвы,

- выплате закята,

- совершении хаджа,

- соблюдении поста в рамадане». (Аль-Бухари, Муслим).

В этих хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выявляет основы Ислама, но если человек соблюдает все столпы Ислама за исключением шахады, то его не относят к мусульманам.

Шахада – основа религии, посредством её человек становится мусульманином. Приход в религию – самое достойное деяние, которое смывает грехи и которое является причиной попадания мусульманина в Рай и спасения от ада. Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую – «Ла илах1а илла-Ллох1у, Мухьаммадун расулуллох1», то последняя перевесит. Кто с верой произнесёт свидетельство и проживёт жизнь согласно шахаде, то он будет в Раю, по милости Аллаха. Желательно, как можно чаще произносить шахаду.

Очень важно читать шахаду при смерти, при экстремальных случаях, когда жизнь подвергается риску, чтобы покинуть этот мир с верой в душе, дабы стать обитателем Рая.

Как принять Ислам?

Чтобы принять Ислам, нет необходимости идти в мечеть или же совершать омовение, купание и пр., нужно лишь уверовать сердцем и искренне произнести шахаду: «Ашх1аду ан ла илах1а илла-Ллох1у ва ашх1аду анна Мухьаммадан расулуллох1и» – «Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме единого Аллаха, и я свидетельствую что Мухаммад – Его посланник!». Слово «ашх1аду» означает «я свидетельствую».

После искреннего произнесения этих слов человек становится мусульманином, и жизнь начинается с чистого листа, все предыдущие грехи смываются. Сообщается от Амру ибн Аса (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал:

"Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!" И он протянул мне свою руку. А я не протянул, и тогда он спросил: "Что с тобой, о Амр?" Я ответил, что хотел бы поставить условие. Пророк (мир ему и благословение) спросил: "Какое условие ты хотел поставить?" Я ответил: "Чтобы мне простились мои грехи". Тогда он сказал: "Разве тебе неизвестно, что Ислам прощает всё, что было прежде?"» (Муслим).

После принятия Ислама желательно совершить гусл (полное омовение).

Примечание:

Учёные-богословы указывают, что если сказать другие слова со смыслом шахады – этого тоже достаточно, даже если они будут произнесены не на арабском языке. Имам Ардабили в книге «Анвар» пишет: «Считается действительным произнесение слов свидетельства о принятии Ислама на любом языке».

Имам ас-Сануси аль-Малики (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Уммуль-Барахин» говорит:

 «Знай, что есть три вида хукма 'акли (рационального суждения):

1. Необходимое (аль-ваджиб);

2. Невозможное (аль-мустахиль);

3. Допустимое (аль-джаиз).

Аль-ваджиб — это то, небытие чего наш разум не приемлет.

Аль-мустахиль — это, напротив, то, существование чего наш разум не приемлет.

Аль-джаиз — это то, существование или небытие чего равнозначны для нашего разума.

По Шариату каждый мукалляф обязан познать необходимое, невозможное и допустимое в отношении Сущности и сифатов Всевышнего Аллаха. Также необходимо знать это в отношении Его посланников.

Двадцать сифатов из числа сифатов, обязательно присущих нашему Господу.

1. Аль-Вуджуд — Бытие. Смысл этого сифата в том, что Аллах существует.

2. Аль-Кидам — Безначальность.

3. Аль-Бака — Бесконечность. Смысл этих двух атрибутов - отрицание начала и конца существования Аллаха. Предвечность Аллаха не означает предвечность во времени, ибо само время - это творение, а значит, имеет начало, поскольку сказано в хадисе: «Был Аллах, и не было ничего вместе с Ним».

4. Мухаляфатуху Та'аля лиль-хавадиси — Абсолютное не подобие Аллаха тварному, то есть абсолютное не подобие в Его сущности, атрибутах и действиях, поскольку Аллах сказал в Коране (смысл): «Нет ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий»7.

5. Киямуху Та'аля би нафсихи — Самодостаточность. Он не нуждается ни в ком и ни в чём.

6. Аль-Вахдания — Единственность. Нет второго, подобного Ему в Его Сущности, атрибутах и действиях. Также смысл этого сифата заключается в том, что Аллах не состоит из частей и органов, не является ни телом, ни субстанцией, ни акциденцией.

Всё перечисленное — атрибуты Аллаха. Первый из них - атрибут нафсий (сущностный атрибут, аль-вуджуд - бытие, существование). Другие пять сифатов — атрибуты сальби - апофатические, суть которых в отрицании всяких недостатков.

Также необходимо верить в семь сифатов ма'ани (смысловые атрибуты):

1. Аль-Кудра — Всемогущество. Предвечный сифат Аллаха, который определяет сотворение или уничтожение чего-либо согласно Его Воле.

2. Аль-Ирада — Воля. Предвечный сифат Аллаха, который определяет характеристики допустимого бытия (джаиз), такие, как размер, цвет и т. д.

3. Аль-'Ильм — Всезнание.

4. Аль-Хайя — Жизнь.

5. Ас-Сам' — Слух.

6. Аль-Басар — Видение.

7. Аль-Калям — Речь Аллаха, не состоящая из звуков и букв.

Существование этих семи сифатов требует также существования ещё семи сифатов ма'нави, а именно, того, что Аллах непременно является:

1. Всемогущим,

2. Волеизъявляющим,

3. Всезнающим,

4. Живым,

5. Слышащим,

6. Видящим,

7. Разговаривающим.

К невозможным для утверждения в отношении Аллаха относятся еще 20 атрибутов (все они - противоположность сифатам, упомянутым выше), а именно:

1. Небытие;

2. Начало;

3. Конечность;

4. Подобие тварному, наличие тела;

5. Зависимость от кого-либо или чего-либо, то есть необходимость в месте или в чьём-то влиянии.

6. Множественность, т. е. многосоставность Его Сущности (например, заблуждение христиан о троице). Наличие подобного Ему в Его Сущности и сифатах и наличие кого-либо, кто, помимо Него, способен влиять на действия, явления и события.

7. Бессилие, слабость;

8. Противоположное Волеизъявлению Аллаха, например, сотворение Им чего-либо без Воли на это, подобно заблуждению философов, которые считали творение необходимым следствием Его Бытия, или, например, заблуждение му’тазилитов, что Аллах творит только благое.

9. Невежество;

10. Смерть;

11. Глухота;

12. Слепота;

13. Немота.

И ещё семь сифатов, которые противоположны сифатам ма’ани.

Что касается допустимого (аль-джаиз) в отношении Аллаха - это совершение либо не совершение Им чего-либо возможного с точки зрения разума (хукм 'акли).

Доказательства

Доказательство бытия Бога — сотворённость этого мира и всего, что в нём. Если же предположить, что сотворенное не имеет Творца, из этого следует, что мир возник из небытия самостоятельно. В этом случае предпочтение отдается одной из двух потенциально возможных категорий (бытие/небытие) без того, кто осуществляет этот выбор и без какой-либо причины, а это абсурд. Поскольку этот мир не может пожелать стать бытийным до своего существования, следовательно, его кто-то сотворил. Этот Творец и есть Аллах.

Доказательством сотворённости мира являются обязательные атрибуты тварного, такие, как покой и движение. Всё, что имеет характеристики тварного, является сотворённым. А доказательством сотворённости этих атрибутов (тварного) является их наблюдаемое изменение — из небытия в бытие и наоборот.

Что касается доказательства Его Предвечности, то, если бы Он не был таковым, это означало бы, что Он сотворён и, следовательно, нуждается в Творце, а это означает, что существует тавальсуль, что является абсурдом.

Доказательство Его Бесконечности. Если бы это было не так, то сифат, рассмотренный выше, — Предвечность — был бы конечен. Бытие Аллаха было бы допустимым, а не обязательным. А любое допустимое или возможное бытие сотворено.

Доказательство абсолютного не подобия Аллаха тварному. Если бы Он был подобен чему-то из сотворённого, это означало бы, что Он Сам сотворен, а это абсурд, как мы доказали это ранее.

Доказательство Самодостаточности. Если говорить о том, что Он нуждается, например, в пространстве, то выходит, что Он Сам является атрибутом этого места, а атрибут не описывается атрибутами ма’ани и ма’нави. Атрибут не может быть описан еще одним атрибутом. Необходимость существования этих атрибутов была нами доказана ранее. И если бы Он нуждался в чьем-либо влиянии, то это также означало бы Его сотворённость, а абсурдность этого уже была доказана.

Доказательство Единственности Аллаха. Если бы существовал еще кто-либо, подобный Аллаху, то ничего из этого тварного мира не существовало бы. Ведь невозможно, чтобы одно творение было сотворено двумя Творцами, так как любое творение распадается до частицы, которая в дальнейшем не принимает деления (аль-джавхар аль-фард) и которая была сотворена одним Творцом в один момент времени. Если же допустить, что одну вещь сотворили два творца сразу, то это означает, что творение будет иметь два бытия, а это абсурд.

Доказательство необходимости существования атрибутов Аль-Кудра, аль-Ирада, Аль-'Ильм, аль-Хайя. Если бы какой-то из этих сифатов не был присущ Аллаху, то ничего из тварного мира не существовало бы. Ведь перед тем, как что-то сотворить, нужно знать, что именно творить (необходим атрибут аль-‘Ильм - Знание), затем нужно выбрать из знания что-то конкретное, для чего нужна воля, а затем —сила для реализации этой воли. А для всего этого необходим атрибут «аль-Хаййят», т.е. «Жизнь». Если бы какой-то из этих сифатов не был бы присущ Аллаху, то ничего из мира творений не существовало бы, но мы наблюдаем обратное.

Доказательство существования атрибутов ас-Сам', аль-Басар, аль-Калям. Доказательством существования этих сыфатов являются Коран, Сунна и Иджма'. Отсутствие же этих атрибутов предполагает существование сыфатов, противоположных им и является явным недостатком. А несовершенство Аллаха — абсурд.

Доказательство того, что Аллах творит или не творит согласно Своему Волеизъявлению.

Если бы акт творения был бы обязателен или невозможен для Аллаха, это означало бы, что существование творения обязательно или невозможно, а это абсурд.

О пророках, мир им.

Что касается пророков, то для них обязательны следующие атрибуты: правдивость, безгрешность и таблиг (доведение откровения до людей). И им не могут быть присущи противоположные атрибуты, а именно: лживость, совершение греха (харама или макруха) и утаивание чего-либо из откровения. К допустимым атрибутам посланников относится совершение действий и подверженность явлениям, присущим человеческой природе (например, брак или болезнь и т. д.).

Доказательства непременной правдивости пророков. Если бы это было не так, это бы означало, что сообщение, которое было подтверждено множеством чудес от Аллаха, о том, что Его Раб донёс до людей всё (откровение), является ложью. Что касается их обязательной безгрешности, то, если бы они совершали грехи (харам или макрух), из этого следовало бы то, что мы, следуя приказу Аллаха подчиняться им, поклонялись бы Аллаху, совершая макрух или харам. Но Аллах не приказывает совершать ни макрух, ни харам. И это доказывает непременную безгрешность пророков.

Что же касается того, что пророкам могут быть присущи качества обычных людей, то это доказано эмпирически. Такие качества служат либо для того, чтобы показать достоинство (аджр) какого-либо действия, либо для разъяснения Шариата (харам/халяль), либо для того, чтобы продемонстрировать зухд (незначительность этого мира перед Аллахом).

О великом смысле, заключённом в Шахаде

Весь смысл акыды заключён в формуле «Ла илах1а иллаллох1, Мухьаммаду-р-Расулуллох1». Смысл «улюхия» (божественности) заключается в том, что Аллах не нуждается ни в чём, но всё нуждается в Нём. А смысл «ля иляха илляллах» – «нет никого, кто был бы абсолютно независим от всех и Того, в Ком нуждается всё сущее, кроме Аллаха».

Что касается независимости Аллаха от всего, это выражено в таких сифатах, как Бытие, Предвечность, Бесконечность, Бесподобие (абсолютное отличие от творений), Самодостаточность, Абсолютное совершенство (абсолютная чистота от недостатков). Также сюда относится обязательность Слуха, Зрения и Речи, ведь, если бы эти атрибуты не были Ему присущи, это означало бы, что Он нуждается в том, кто способен помочь Ему устранить эти недостатки. Также независимость Аллаха подразумевает отсутствие цели в Его действиях и хукмах. Иначе это бы означало, что Он через эти хукмы и действия достигает своих целей, а какие же у Него могут быть цели, если он ни в чём не нуждается?!

Также Его независимость означает, что Аллах не обязан совершать возможные действия, даже если с позиции разума эти действия обязательны, подобно вознаграждению праведников за благодеяния. Противоположное убеждение означает, что Он нуждается в творении для достижения своих целей, то есть, если, например, кто-то скажет, что Аллах обязан вознаградить праведника за благое деяние, это означает, что для Него существует какой-то ваджиб, для достижения которого Он нуждается в творении.

Что же касается того, что всё сущее нуждается в Нём, то это выражено в таких сифатах, как Жизнь, Могущество, Воля и Знание, ведь, если бы Ему не был присущ какой-либо из этих четырёх сифатов, это бы означало, что в Нём никто не нуждается.

Также то, что всё сущее нуждается в Нём, выражено в Его Единственности, поскольку, если бы был второй бог, то сущее не нуждалось бы в них обоих (как уже было доказано ранее, идея о двух творцах – абсурд), так как ничего из мира творений не существовало бы.

Также в шахаде содержится положение о сотворенности этого мира, ведь, если бы что-то в нём было бы предвечным, это бы означало, что оно не нуждается в Аллахе, а, как уже было нами доказано, всё сущее в Нём нуждается.

Также в шахаде заложена мысль, что ни одна вещь не обладает способностью влиять на другую, ведь это означало бы, что это влияние не зависит от Воли Аллаха, а, как мы уже выяснили, всё сущее в Нём нуждается как в целом, так и в частностях. И также неверно утверждение, что вещь по своей природе может влиять на что-либо (как это утверждали философы - прим. пер.) или влияет благодаря силе, вложенной в неё Аллахом (это убеждение му’тазилитов), как утверждает большинство невежественных людей. Но это означало бы, что Всевышний нуждается в посредничестве для сотворения чего-либо, а мы уже разъяснили, что все подобные убеждения – абсурд и что Аллах не нуждается ни в чём.

Итак, мы раскрыли смысл слов «Ла илах1а иллаллох1» через три упомянутые нами вначале категории, которые необходимо знать каждому мукаллиду (аль-Ваджиб, аль-Джаиз, аль-Мустахиль).

Что касается второй части шахады – «Мухьаммад-ар-Расулюллох1», то в неё также включена вера во всех остальных пророков, в ангелов, в Писания и в Судный День, поскольку Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пришёл с подтверждением всего этого.

Также сюда включена вера в то, что все пророки правдивы и не могут солгать, иначе Всевышний не доверил бы им знание тайного.

Также они не могут совершить что-либо запретное (харам и макрух), ведь они посланы для обучения людей через свои слова, действия и молчание (молчаливое согласие), поэтому в их действиях не может быть ничего, что противоречило бы велениям Аллаха, поскольку Он Сам избрал их для донесения Своего послания до людей (А мы обязаны следовать во всем их примеру - прим. пер.).

Также к смыслу второй части шахады относится то, что для пророков, мир им, допустимы (джаваз) качества и характеристики обычных людей, если эти качества не бросают тень на их высокую миссию.

И тебе стало ясно, что всё, что необходимо познать каждому мукалляфу, заключено в шахаде, несмотря на то, что в ней мало слов. Возможно, из-за своей краткости и всеохватности она является условием принятия Имана, так как Иман принимается только через её произнесение.

И каждый разумный человек должен стараться произносить её как можно чаще с осознанием всего того, что мы раскрыли из вероубеждения. И пусть он усердствует в повторении слов шахады, чтобы каждая его клетка впитала в себя заключенный в ней великий смысл. И такой человек, инша Аллах, узрит величайшие неисчислимые тайны, заключённые в ней.

И только от Аллаха – успех (во всяком деле).

Нет господа, кроме Него, и нет божества, кроме Него. И мы просим Его причислить нас к т, чьи последние слова будут словами шахады с осознанием великого смысла, заключённого в ней.

И благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) настолько частое, насколько поминают поминающие его и насколько забывают о нём забывающие его.

И да будет Всевышний доволен его сахабами, всеми таби’инами и табиутаби’инами и теми, кто искренне следует за ними вплоть до Судного Дня.

Мир всем посланникам и пророкам, хвала Аллаху, Господу миров, нет силы и мощи ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха».

Уважаемые братья и сестра! Это самое малое что мы можем привести из того, что должен знать мусульманин. Но истину знает только Аллах!

1. Хукм - это утверждение или отрицание определённого положения в отношении какого-либо явления. Например, утверждение, что употребление алкоголя - харам. Употребление алкоголя - это некое явление, а шариатский хукм в отношении этого явления - запретность.

2. Как сказал имам Ахлю-с-Сунна в акыде имам Аш’ари: «Изучение этих трех хукмов в отношении Аллаха и Его посланников и является иманом, который нам предписан для исповедывания». (Шарх Уммуль-Барахин)

3. Мукалляф — совершеннолетний разумный человек, до которого дошел неискажённый призыв Ислама (да’ава). Такое определение даёт Саид Фуда.

4. Под «знанием» здесь подразумевается то знание, которое основано на доводе. И, согласно мнению большинства алимов, таклид в акыде не принимается. Таклид - это следование за каким-либо мнением, не зная (даже в общей форме) доказательств, на которых оно основывается. Существуют различные мнения о действительности веры того, кто в основах таухида слепо следует за кем-то. Мнение ашаритского мазхаба заключается в том, что если мукалляф обладает достаточными интеллектуальными способностями для изучения доказательств, то их незнание является грехом. Му’тазилиты и некоторые ашариты говорили о куфре такого человека. (Шарх Уммуль-Барахин)

5. Совершенство Аллаха не имеет границ, как и Его атрибуты. По этой причине Шариат не требует от нас знания их всех. От нас требуется знание лишь части обязательных атрибутов, поэтому шейх говорит: «Из числа обязательно присущих…».Там же.

6. Бухари, Ахмад, Табарани.

7. Сура Шура, аят 11.

8. Различные характеристики, присущие тому или иному объекту. Эти характеристики не существуют сами по себе. Например: размер, цвет, форма и так далее.

9. Речь Аллаха предвечна, поэтому она не может состоять из звуков и букв, поскольку они (звуки и буквы) характеризуются началом и концом, длительностью, артикуляцией и т. д. Всё это - характеристики созданного, а сифат Аллаха не может описываться этими качествами. Речь Аллаха - это предвечный атрибут, на который указывают такие священные писания, как Тора, Инджиль, Забур и Коран. Эти писания не есть сам сифат Аллаха, ведь сифаты Аллаха, как и Его Сущность, не могут воплотиться в творении. Эти звуки и буквы - указание на предвечную несотворенную Речь Аллаха, поэтому мы не говорим, что чтение Корана - это и есть речь Аллаха, поскольку если бы это было так, то получилось бы, что атрибут Аллаха слился с его творением (т. е. с чтецом). Что касается того, что Муса, алейхи ссалям, слышал Речь Аллаха, это не означает, что Аллах молчал, а затем заговорил, поскольку речь Аллаха не характеризуется началом или концом. Это означает, что Аллах устранил преграду между Мусой, алейхи ссалям, и Своим сифатом, и Муса, алейхи ссалям, услышал несотворенную Речь Аллаха. (Шарх Уммуль-Барахин)

10. Сифаты ма'нави - это не бытийные атрибуты, а описание сущности, которое следует из существования сифатов ма'ани. Например, из того, что у Аллаха есть Знание, следует то, что Аллах - Знающий.

11. "Тасальсуль" или "даур" – "дурная бесконечность", согласно которой каждый последующий творец нуждается в том, кто его сотворил, и так до бесконечности. Это абсурд, поскольку мир творения имеет начало, следовательно, есть Творец, Который сотворил этот мир и Который Сам никем не сотворён.

12. Это опровержение слов тех невежд, которые утверждают, что аш’ариты в своих убеждениях якобы опираются лишь на разум

13. Это один из вопросов, в котором впали в заблуждение ибн Таймийя и некоторые его последователи из числа современных ваххабитов, которые утверждают, что акт творения является обязательным для Аллаха, ибо иначе это означает несовершенство Его атрибута «Творец»: якобы для того, чтобы быть Творцом, Аллах должен непрерывно творить. Для понимания этого вопроса нужно различать атрибут (сифат) и действие (фи'ль) и также осознавать, что любое действие является следствием наличия атрибута, а не наоборот. Иными словами, чтобы творить, Аллах должен обладать извечной способностью на акт творения, которая выражена в атрибуте «Творец», поскольку атрибуты Аллаха не изменяются. Из утверждения же ибн Таймийи следует, что Аллах приобретает атрибут «Творец» из-за непрерывного акта творения, а убеждение в том, что сифаты Аллаха изменяются, является куфром.

Обновлено (03.07.2017 12:27)

 

Мы в социальных сетях:

 fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas